На прошлой неделе глава государственной фискальной службы Игорь Билоус презентовал окончательную редакцию концепции налоговой реформы.  Именно эта редакция, как надеется главный налоговик, будет принята на ближайшем заседании Кабмина и внесена на рассмотрение в Верховную Раду.

ЛІГАБізнесІнформ обнародует наиболее важные новации документа.

Сокращение количества налогов и сборов

Из 22 действующих налогов и сборов предлагается оставить девять.

Останутся:

-          налог на прибыль предприятий;

-          налог на доходы физических лиц;

-          налог на добавленную стоимость;

-          акцизный налог (объединит в себе: сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной когенерационными установками, и экологический налог (с топлива));

-          экологический налог (объединит в себе: сбор за первую регистрацию транспортного средства, экологический налог (кроме топлива) и сбор за специальное использование лесных ресурсов);

-          рентная плата (объединит в себе: плату за пользование недрами, сбор за пользование радиочастотным ресурсом и сбор за специальное использование воды);

-          пошлина;

-          налог на недвижимое имущество (объединит в себе: налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, и плату за землю);

-          единый налог (включая фиксированный сельскохозяйственный налог).

Новации, направленные на увеличение ресурсной базы местных бюджетов

Концепция предусматривает внедрение акцизного налога от реализации через розничную торговую сеть пива, алкогольных напитков, табачных изделий и топлива, ставка которого устанавливается местными органами власти в размере не более 5% от стоимости реализованной продукции. Предполагается, что новшество позволит в 2015 году дополнительно собрать в местные бюджеты около 8 млрд. грн.

Предлагается также расширить базу налогообложения недвижимости за счет коммерческой недвижимости, а право устанавливать ставку налога предоставить местным органам власти (не более 2% размера минимальной зарплаты (24,36 грн.) за 1 кв. м в год. По подсчетам ГФС, это даст местным бюджетам в следующем году около 2,7 млрд. грн.

Реформа налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка

Предлагается отказаться от применения необлагаемого налогом минимума общей площади жилой недвижимости. Вместо этого, в случае принятия концепции, придется платить за всю площадь начиная с первого метра.

Среди новшеств документа - отказ от дифференцированной ставки налога (1% и 2,7%) и установка на уровне до 2% минимальной зарплаты за 1 кв. м.

Реформа налога на прибыль предприятий

Плательщики налога на прибыль

По действующим нормам:

  • субъекты хозяйствования - юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность как на территории Украины, так и за ее пределами;

  • управление железной дороги, получающее прибыль от основной деятельности железнодорожного транспорта;

  • предприятия железнодорожного транспорта и их структурные подразделения, получающие прибыль от неосновной деятельности железнодорожного транспорта;

  • неприбыльные учреждения и организации в случае получения прибыли от неосновной деятельности и / или доходов;

  • обособленные подразделения налогоплательщиков, за исключением представительств;

  • юридические лица, созданные в любой организационно-правовой форме и получающие доходы с источником происхождения из Украины, за исключением учреждений и организаций, имеющих дипломатические привилегии или иммунитет согласно международным договорам Украины;

  • постоянные представительства нерезидентов, которые получают доходы с источником происхождения из Украины или выполняют агентские (представительские) и другие функции относительно таких нерезидентов или их учредителей.

Предлагается:

  • субъекты хозяйствования - юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность как на территории Украины, так и за ее пределами, кроме:

    • бюджетных учреждений;

    • общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, пенсионных фондов, целью которых не может быть получение и распределение прибыли среди учредителей, членов органов управления, других связанных с ними лиц, а также среди работников таких организаций;

    • субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
  • юридические лица, созданные в любой организационно-правовой форме и получающие доходы с источником происхождения из Украины, за исключением учреждений и организаций, имеющих дипломатические привилегии или иммунитет согласно международным договорам Украины;

  • постоянные представительства нерезидентов, которые получают доходы с источником происхождения из Украины или выполняют агентские (представительские) и другие функции относительно таких нерезидентов или их учредителей.

Льготы по налогу на прибыль

Предлагается отменить следующие льготы

Освобождение от налогообложения:

  • прибыли предприятий производителей детского питания;

  • прибыли Чернобыльской АЭС и прибыли от предоставления международной помощи на обеспечение объекта Укрытие;

  • прибыли государственных предприятий Артек и Молодая гвардия;

  • прибыли предприятий, применяющих ставку налога на прибыль 0 процентов;

  • прибыли предприятий топливно-энергетического комплекса в результате внедрения энергоэффективных мероприятий и реализации энергоэффективных проектов (в том числе с использованием биологических видов топлива и / или альтернативных видов энергии);

  • прибыли дошкольных и общеобразовательных учебных заведений негосударственной формы собственности;

  • прибыли предприятий субъектов хозяйствования водо, теплоснабжения и водоотвода в пределах расходов, предусмотренных инвестиционными программами;

  • прибыли, полученной от основной деятельности предприятий легкой промышленности;
    прибыли, полученной от основной деятельности предприятий судостроительной промышленности;

  • прибыли предприятий самолетостроительной промышленности;

  • льготные ставки налога на прибыль для субъектов индустрии программной продукции и субъектов хозяйствования, которые реализуют инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики.

Предлагается внедрить льготы для приоритетных отраслей экономики

Освобождение от налогообложения *:

  • прибыли, полученной от хозяйственной деятельности по добыче нефти, газа (газового конденсата);

  • прибыли предприятий машиностроения для агропромышленного комплекса;

  • прибыли предприятий оборонно-промышленного комплекса;

  • прибыли предприятий и организаций, которые основаны общественными организациями инвалидов.

* - Указанные льготы предоставляются при условии направления освобожденной от налогообложения прибыли в развитие собственного производства

Упрощение ведения малого и среднего бизнеса

Действующая упрощенная система налогообложения распространяется на шесть групп плательщиков:

1 группа (физлица с годовым доходом до 150 тыс. грн.) облагается по ставке 1%-10%  минимальной зарплаты (МЗП)(12 -122 грн.);

 2 группа (физлица с годовым доходом до 1 млн. грн. и количеством нанятых сотрудников до 10) - 2%-20%  МЗП (24 грн.- 244 грн.);

3 группа (физлица, до 3 млн. грн., до 20 сотрудников) - 3% дохода в случае уплаты НДС в общем порядке;  5% дохода  - без уплаты НДС;

4 группа (юрлица, до 5 млн. грн., до 50 сотрудников) - 3% и 5% соответственно;

5 группа (физлица, до 20 млн. грн) - 5% и  7%;

6 группа (юрлица, до 20 млн. грн) - 5% и  7%.

Предлагается:

1 группа (физлица, до 300 тыс. грн.) - до 10%  МЗП;

2 группа (физлица, до 1,5 млн. грн., до 10 сотрудников) - до 20%  МЗП;

3 группа (физлица и юрлица, до 20 млн. грн.) - 2% дохода в случае уплаты НДС в общем порядке;  4% дохода  - без уплаты НДС;

4 группа (сельскохозяйственные товаропроизводители с долей сельскохозяйственного производства свыше 75%) - от 0,03 % до 1% за 1 га нормативной денежной оценки земли.

Улучшение бизнес-среды

Предлагается на 2015-2016 годы запретить проверки плательщиков единого налога и субъектов хозяйствования, у которых объем дохода за предыдущий (отчетный) год не превышает 20 млн. грн. Проверки таких налогоплательщиков осуществляются исключительно по их заявлению, согласно решению суда или в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса.

Источник