В письме от 18 ноября № 1601/11/10/14-14 ВАСУ разъяснил административным судам, как следует применять европейскую судебную практику, в том числе и решения Европейского суда справедливости. Анализ решений, принятых административными судами, показал, что некоторые из них в мотивировочной части содержат ссылки на решение Европейского суда справедливости № 41/74 по делу «Yvonne Van Duyn v Homme Office».

В соответствии со статьей 19 Договора о Европейском Союзе этот Суд обеспечивает соблюдение права при толковании и применении учредительных договоров Европейского Союза (Договор о Европейском Союзе и Договор о функционировании ЕС). На практике Суд проверяет законность актов институтов ЕС, обеспечивает выполнение обязательств государствами-членами, интерпретирует право ЕС по просьбе национальных судов и трибуналов государств-членов. Это означает, что решения, принятые этим судом, обязательны, прежде всего, для сторон спора и могут иметь прецедентный характер в рамках правовой системы ЕС, в частности, использоваться самим Судом и судебными органами государств-членов Союза при применении норм права ЕС.

ВАСУ напоминает, что согласно статье 9 Конституции только действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано ВР, являются частью национального законодательства. А на сегодня Украина не является государством-членом ЕС. Учредительные договора Союза не обязывают Украину, соответственно и решение Европейского суда справедливости не могут рассматриваться как источник права национальной правовой системы.

В то же время, Украина является членом Совета Европы и ратифицировала Конвенцию о защите прав человека, а это основное требование для распространения юрисдикции Европейского суда по правам человека. Поэтому решения ЕСПЧ применяются как источник права в административных спорах. Статьей 17 Закона о выполнении решений ЕСПЧ установлено, что в качестве источника права суды при рассмотрении дел применяют Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и практику этого Суда.

Таким образом, следует различать решение Европейского суда по правам человека как органа, юрисдикция которого распространяется на государства-члены Совета Европы, и решения Европейского суда справедливости, который действует только в пределах правовой системы ЕС.

Вместе с тем, ВАСУ взял во внимание европейское направление Украины, Общегосударственную программу адаптации национальных норм к законодательству ЕС, а также начало действия Соглашения об ассоциации. Поэтому, по мнению Высшего админсуда, решения Европейского суда справедливости все же можно учитывать как аргументацию, соображения относительно гармоничного толкования национального законодательства в соответствии с установившимися евростандартами, однако не применять как источник права.