На совместном заседании судебных палаты по хозяйственным делам ВСУ 8 апреля 2015 года было рассмотрено дело № 3-41гс15 о признании недействительным договора аренды земельного участка, обязательстве вернуть участок.

ВСУ разъяснил, что нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы для земель государственной и коммунальной собственности. Однако суд кассационной инстанции по этому делу отождествил понятия «земельный налог» и «арендная плата за землю», в результате чего пришел к безосновательного выводу о том, что положения части 1 ст. 13 Закона «Об оценке земель» относительно обязательности проведения нормативной денежной оценки для определения размера арендной платы противоречат положениям Налогового кодекса, которыми предусмотрена возможность и порядок исчисления арендной платы за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена, поскольку в соответствии с пунктом 14.1.72 ст. 14 НК (в редакции, действующей на момент заключения спорного договора) земельный налог - обязательный платеж, взимаемый с владельцев земельных участков и земельных долей (паев), а также постоянных землепользователей.

Вместе с тем согласно пункту 14.1.136 ст. 14 НК арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности - обязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком. Следовательно, земельный налог и арендная плата по своей правовой природе являются разными видами платежей, которые имеют разный порядок исчисления и начисления.

Таким образом, ВХСУ пришел к преждевременному выводу, что для определения размера арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности нормативная денежная оценка земель не является обязательной, применив к спорным правоотношениям нормы НК, регламентирующие установление земельного налога, к расчету арендной платы за государственные земли.