Верховный Суд Украины на заседании Судебной палаты по гражданским делам 22 апреля 2015 года принял постановление по делу № 6-60цс15 относительно оплаты поверки счетчиков.

Суд сделал правовое заключение о том, что в соответствии с частью 2 ст. 28 Закона «О метрологии и метрологической деятельности» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений - до 24 октября 2014 года) средства измерительной техники, находящиеся в эксплуатации, подлежат периодической поверке через межповерковые интервалы, порядок установления которых определяется нормативно-правовым актом центрального органа исполнительной власти в сфере метрологии. Предприятия, организации и физлица обязаны своевременно (с учетом установленных интервалов) подавать средства измерительной техники на поверку.

Частью 3 ст. 28 Закона установлено, что порядок представления физическими лицами, не являющимися субъектами предпринимательской деятельности, - владельцами средств измерительной техники (результаты измерений которыми используются для осуществления расчетов за потребленные для бытовых нужд электрическую и тепловую энергию, газ и воду) на периодическую поверку этих средств и оплаты за работы, связанные с поверкой, устанавливается Кабмином. Периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) указанных средств измерительной техники осуществляются за счет предприятий и организаций, которые предоставляют услуги по электро-, тепло-, газо- и водоснабжения.

Согласно пункту 24 Порядка формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий (в редакции, действующей до 24 октября 2014 года - день вступления в силу постановления Кабмина от 1 октября 2014 № 532) расходы по проведению периодической поверки, обслуживанию и ремонту квартирных средств учета воды и тепловой энергии, в том числе их демонтажа, транспортировки и монтажа после поверки, определяются в соответствии с заключенными договорами между исполнителем и субподрядчиком, который предоставляет указанные услуги, в расчете на одно квартирное средство учета воды и теплоэнергии и начисляются ежемесячно потребителю в составе услуги в зависимости от количества таких средств учета путем добавления платы за проведение их периодической поверки, обслуживания и ремонта, в том числе демонтажа, транспортировки и монтажа после поверки, к общей стоимости услуг.

Размер платы за проведение периодической поверки, обслуживание и ремонт одного средства учета воды и тепловой энергии, в том числе его демонтаж, транспортировка и монтаж после поверки, определяется согласно смете, которая утверждается (согласовывается) органами местного самоуправления и распределяется по месяцам межповерочногоинтервала, устанавливается Госстандартом для соответствующего средства учета воды и тепловой энергии.

Аналогичные положения о включении в состав жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых потребителю услуг по периодической поверке, обслуживанию и ремонту приборов учета (в том числе их демонтаж, транспортировка и монтаж после поверки) содержатся и в Перечне услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий.

В спорный период (до 24 октября 2014 года) проведение периодической поверки, обслуживание и ремонт квартирных средств учета воды и тепловой энергии, в том числе их демонтаж, транспортировка и монтаж после поверки должно было осуществляться за счет исполнителя указанных услуг, а расходы, понесенные исполнителем, должны были включаться в тариф на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и уплачиваться потребителем ежемесячно в составе этих услуг.

Пунктами 9, 30, 32 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотводу предусмотрено, что квартирные средства учета воды и тепловой энергии берутся исполнителем на абонентский учет, а их периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) проводятся за счет исполнителя, в обязанности которого входит контроль межповерочных интервалов, проверка квартирных средств учета, их обслуживание и ремонт, в то время как обязанностью потребителя является своевременная оплата предоставленных услуг по ценам и тарифам, установленным в соответствии с требованиями законодательства.

Предприятия, оказывающие услуги потребителям по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий (исполнители), должны обеспечить выполнение работ по периодической поверке, обслуживанию и ремонту квартирных средств учета воды и тепловой энергии за счет включения этих работ в тариф на услуги по содержанию домов и сооружений в соответствии с заключенными между ними договорами.

Положениями части 3 ст. 19, части 4 ст. 26 Закона «О жилищно-коммунальных услугах» предусмотрено, что в случае если исполнитель не является производителем услуг, то отношения между ним и производителем регулируются отдельным договором, который заключается в соответствии с требованиями настоящей статьи.

Законом от 10 апреля 2014 года № 1198-VIII, который вступил в силу 26 апреля 2014 года вопрос определения исполнителей ж/к услуг (в том числе по централизованному снабжению холодной и горячей воды, водоотведения) отнесен к полномочиям органов местного самоуправления в сфере ж/к услуг.

ВСУ разъяснил, что поскольку исполнителем предоставления ж/к услуг потребителям решением исполнительного комитета Кременчугского городского совета от 8 августа 2008 года № 818 определено ООО «Житлорембудсервис», в состав тарифов которого услуга по периодической поверке квартирных приборов учета воды не входит, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в спорный период КП «Кременчуководоканал», к которому истицей предъявлен иск, не должен нести перед ней ответственность по возмещению понесенных им расходов на поверку средств учета воды.