Государственная фискальная служба в письме от 28 января 2015 года № 2463/7/99-99-22-02-04-17 рассказала о проведении проверок в 2015-2016 годах.

Законом № 71-VIII установлено, что в 2015-2016 годах проверки предприятий, учреждений и организаций, ФЛП с объемом дохода до 20 млн. грн. за предыдущий календарный год контролирующими органами осуществляются исключительно с разрешения Кабмина, по заявке субъекта хозяйствования относительно его проверки, согласно решению суда или требованиям Уголовного процессуального кодекса.

Ограничение не распространяется:

- с 1 января 2015 года на проверки субъектов хозяйствования, которые ввозят на таможенную территорию Украины, производят, реализуют подакцизные товары; проверки соблюдения законодательства по вопросам наличия лицензий, полноты начисления и уплаты НДФЛ, единого социального взноса, возмещения НДС;

- с 1 июля 2015 года на проверки плательщиков единого налога ІІ и ІІІ (физлица-предприниматели) групп, кроме тех, которые осуществляет деятельность на рынках, продажу товаров в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, за исключением плательщиков единого налога, определенных пунктом 27 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса, по вопросам соблюдения порядка применения регистраторов расчетных операций.

Разъяснено, что для установления ограничений и определения объема дохода за предыдущий календарный год для субъектов хозяйствования-юрлиц, их обособленных подразделений и представительств нерезидентов необходимо использовать данные декларации по налогу на прибыль за 2014 год. До наступления предельного срока представления налогоплательщиками деклараций по налогу на прибыль за 2014 год можно использовать данные декларации по налогу на прибыль за соответствующие отчетные периоды 2014 года или за предыдущий календарный год, за который подана налоговая декларация, в которой налогоплательщиком определен объем дохода (за 2013 год). При этом в случае непредставления налогоплательщиком на дату начала проверки (по истечении определенного Кодексом предельного срока для ее представления и если ее представление предусмотрено Кодексом) декларации по налогу на прибыль за 2014 год можно считать, что плательщик не сообщил о наличии приведенных выше ограничений осуществления в отношении него контрольно-проверочных мероприятий.

Для определения объема дохода субъектов хозяйствования - юрлиц, которые в 2014 году были плательщиками фиксированного сельхозналога (с 01.01.2015 плательщики единого налога IV группы), возможно применение данных расчета доли сельхозтоваропроизводства, которая подается в контролирующий орган вместе с соответствующей налоговой декларации до 20 февраля 2015 года.

Кроме того, Законом № 71 установлен запрет документальных внеплановых проверок, предусмотренных подпунктами 78.1.1, 78.1.4, 78.1.8, 78.1.11 пункта 78.1 ст. 78 Кодекса, в случае, если вопросы, являющиеся предметом такой проверки, были охвачены во время предыдущих проверок налогоплательщика. В связи с этим в документах контролирующего органа (приказах, направлениях на проверку, актах (справках) проверок) должен быть ограничен круг вопросов, подлежащих конкретной проверке. Например, при проведении проверок рисковых налогоплательщиков целесообразно конкретизировать сомнительные (рисковые) хозяйственные операции, периоды их осуществления и контрагентов проведенных взаиморасчетов.

Также Законом № 71 ужесточены требования к письменному запросу налогоплательщику о представлении информации. В частности, такой запрос должен содержать:

1) информацию относительно оснований для направления запроса с указанием информации, которая это подтверждает;
2) перечень запрашиваемой информации и перечень документов, которые предлагается предоставить;
3) печать контролирующего органа.

Также в письменном запросе о предоставлении пояснений и их документального подтверждения, необходимо указывать:

- факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком законодательства, с указанием конкретных нарушенных норм;
- сведения, которые являются источником информации о конкретных фактах нарушения налогоплательщиком налогового и другого законодательства и подтверждающие основания для направления запроса. Такими данными могут быть материалы проверок или встречных сверок других налогоплательщиков, другая налоговая информация (например, данные ЕРНН, налоговых деклараций и приложений к ним, другая информация, содержащаяся в информационных базах контролирующего органа).

Ограничение права контролирующих органов о проведении проверок не распространяется на проведение встречных сверок в соответствии с пунктом 73.5 ст. 73 Кодекса, а также документальных проверок, начатых до 1 января 2015 года.